понедельник, 13 мая 2019 г.

Таинственная Мезоамерика. Загадки и разгадки. Часть 4. Древние города майя, говорите...

Продолжение. Часть 3 здесь
Отсюда:
1 , 2



Если в Старом Свете древности, требующие больших масс твердеющих смесей, начали делать в эпоху чугуна - с рубежа 17-18 веков, то в Новом Свете, сколько ни смотрю, древности сплошь из эпохи стали. Чугун скорей исключение из правил, использован как "историческая память" о цеховом строительстве материальных объектов недавних исторических эпох. Ну и по-прежнему функционален, удобен и дешев. Хотя для более тонкого применения, нежели вот в таких брусках, штырях, швеллерах, мало годится.

Самый прославленный памятник древних майя - Чичен-Ица, 10 век.

Явный каркас.

В чем проблема создателей истории. Без армирования любой массивный искусственный камень рассыплется еще при жизни строителя, невозможно его сохранить для ЮНЕСКО и человечества. Но армирование выдает себя тем, что крошатся и отпадают участки поверхности, близкие к металлическим частям. За ними надо постоянно следить хранителям памятников истории, своевременно подмазывать и подкрашивать, а на таких мега-объектах, как Чичен-Ица, уследить за всем априори невозможно.

Каркас открылся.





Глаз такие вещи не видит на такой фактуре. Но хороший объектив найдет.

Проволочные петли, часть заливавшегося каркаса.





Еще один зверь. Проволока в пасти.





Под основанием зверя видны петли и целые скрутки каркасины.





Чугун, без сомнений. В середине 19 века на постройке памятников доколумбовой эпохи еще применялся по старинке. А без чугуна такие конструкции в принципе держаться не будут, чугунные и стальные швеллеры во всех висячих древностях есть.





Здесь удостоверимся, что эти звероящеры были при открытии Чичен-Ицы, именно там и именно такими.
 





Тоже довольно известный зверь. Объектив находит проволоку каркаса в углу основания. Глазу - сложней.







В таком мусорном литье, как в Чичен-Ице, всегда можно найти и элементы держащего каркаса - справа, и посторонний хлам, попавший в бут. При мега-объемах не до качества смеси...





Это не сталь и чугун, а какой-то цветмет. В бут случайно попал.

В этой бутовке древних чего только не встретишь - вплоть до германских ложек и вилок из мельхиора...





А это стальная проволока каркаса, без сомнений. Качество смеси настолько низкое, что и она не удерживает от рассыпания.





*

Идиотов тесать и таскать каменюги таких форм, массы, в таких объемах, разумеется, не было. Ни у древних майя историков-академистов, ни у анунахов и працивилизаций историков-альтернатистов. Тесальщики есть только у ученых. Практически вся история сделана из твердеющей смеси.

Настоящая загадка истории: для чего ученых заставляют тесать камни вместо очевиднейшего литья?

Это вопрос, ставящий в тупик. Но только при непонимании истории как постановки внематричного цеха.

Внематрица, стоящая в истоке науки и научных учреждений, обязала всех историков повторять глупость вопреки очевидному, снабдила науку сведениями о "камнетесах сухановых" и "тягловых рабах", и оставила для себя свободу маневра и деятельности по созданию истории.

"Академические" тесания и таскания требуют огромной материально-организационный базы, волевого руководства, транспорта, логистики, трудовых ресурсов... Только серьезные империи могут себе позволить громадные массы рабочей силы, многие годы и десятилетия что-то рубящей, тешущей, таскающей в невероятных объемах на объекты для культа и пребывания управляющих персон. А литье, доступное малой группе при минимуме техсредств, спускает эти империи, культы и персон, из коих и состоит история, в трубу.

*

Сразу ответ всем будущим троллям, которые собрались троллить насчет ремонтов, по-умному реставраций. Это от большого недознания. Реставрируют, заменяя ветхие части из рассыпавшегося материала схожим, но явно отличающимся от древнего фрагмента материалом. Это принцип анастилоза, впервые примененный в реставрации афинского Акрополя и общепринятый в мире.

Ничего похожего в приведенных примерах нет.
Показан каркас. Ремонтировать каркас невозможно, можно только разрушить памятник с каркасом и сделать заново.

Здесь ничего не реставрировали. Это Ушмаль, 10 век н.э.





Тот же Ушмаль. Фото 1862-63 годов. Сравнение с нынешним.





Чуть облетели лепные зубцы, приоткрыв металлический каркас, на который наносилась лепнина - слева от головы. Других изменений нет. Никто не реставрировал объект, внедряя чугунные арматуры.



Точно таким, как в 1860-х годах, Ушмаль, и конкретно этот объект, были и в год открытия - 1840-й. Город открыли английский художник Фредерик Кезервуд и американский юрист Джон Ллойд Стефенс, который в 1843 году издал о своих открытиях книгу, снабженную тщательными зарисовками объектов. На съемках 1860-х годов нет ни малейших изменений, кроме легкого обветшания, естественного за 20 лет. В том числе на сравниваемом объекте. Отлетели от мусорной стены несколько халтурно прилепленных плиток, более ничего.



Книга здесь.

Еще Ушмаль, современные съемки.

Оплошности хранителей истории.

Осыпается лепной "камень", лезет каркас. Плохо следят за наследием древних майя 6-9 веков.















Это мы рассматривали внешнюю отделку.
Фото 1895-1902 гг показывают основу, которая отделывалась этим каркасным литьем с древнемайянской лепниной.

Основа мусорная. Раствор, бут, кирпичи в беспорядке. Возвели нечто, не имеющее аналогов в функциональном строительстве, к этой опоре пристроили опалубку - и погнали штамповать древнемайянское тесание. Делали памятник сразу как памятник. Постройка не для использования. Стоять это не будет. Оно и обвалилось, не прошло полвека. Открывателям и реставраторам пришлось единой командой укреплять халтуру строителей. Открывайте полные фото и любуйтесь. Ушмаль, а также еще один культовый город древнемайев Паленке (672 г н.э.).








*

Снова Чичен-Ица, 10 век. 1860 год и современный вид.





На старом фото, над головой видны два штыря от аналогичной висюлины. Рухнула висюлина, как видно, еще у "древних майя", лет за 20 до фото. И как видно - вдребезги. Недолго думая, ученые решили снести часть верхнего этажа, похоже, так было проще, нежели открывать склеенную из мелких кусочков висюлину - голову Кецалькоатля.



*

Если поставить рядом фото пирамиды Кукулькана 1860 и 1890 годов, то по скорости роста деревьев на Храме Воинов на вершине пирамиды вполне определяется время посадки - между 1840 и 1850 годами.

То есть попадает - совсем уже мелко разжевываю - точненько на Республику Юкатан, сепаратистское государство, находившееся в блокаде всю свою девятилетнюю историю и соответственно мало доступное внешнему миру. Более удобного статуса не бывает для строительной деятельности цеха.





Видна также и достройка Храма в ходе открытия.

Доделали проем двери. Оконный проем заложили, сделав нишу в стене, сделали оконный проем поменьше.



*

И еще кстати. Есть редкие снимки 1895 года в Храме Воинов. На них перекрытия из брусков, частично уцелевших. Калиброванных, обрезанных на пилораме. За полвека во влажном климате Юкатана они превратились в почти труху. Открывайте полное фото в новом окне и смотрите. На втором фото обратите внимание на арматуру в колонне на первом плане.





Еще вовремя не спрятанные разгадки загадок Чичен-Ицы, от фотографа Альфреда Мордсли, посетившего расчищаемый от джунглей древний город майя в 1889 году.

Смотрим на перекрытие. Это обрезной брус, опять же с пилорамы.





Еще пиломатериал времен Юкатанской Республики. Доживающий, все еще не рассыпавшийся за полвека во влажных джунглях))



Знакомый Храм Воинов.



Хотя, разумеется, не всем памятникам Чичен-Ицы повезло достоять до археологов с такими перекрытиями. Что бы это ни было, оно рухнуло. Бруски из кучи торчат.



А это сооружение, в котором сидит археолог, наверняка рухнуло из-за таких же сгнивших перекрытий. Куча хлама, кирпичей, балок осталась от стены и крыши прямо под ним.



Это же сооружение, вид сбоку.



Кецалькоатль его знает, что тут было. Но что бы ни было, оно до "открытия древнего города, затерянного в джунглях", не дожило. Сгнивший обрезной брус лежит прямо за сидящим археологом - видно, как продавился перед обрушением.


Какая-то не открытая малая пирамида осталась не открытой. Жаль. Хотя может и восстановили ее, только уже без лесоматериала с пилорамы, само собой...



*
Раз уж мы про майя, то и предшественников не будем обижать.

Немножко фотографий с постройки Пирамиды Солнца, 100 года н.э. Крупнейшей в Мексике и одной из крупнейших  в мире.

Сейчас археологическая Мекка Мексики Теотиуакан, Город Богов с его пирамидами, храмами, дорогами древних, включая головной памятник Пирамиду Солнца - фактический пригород Мехико-Сити. А в 1880-х годах, когда в Городе Богов появились  первые археологи, это был земляной холм в одном дне пути от центра мексиканской столицы. Его только начали открывать-строить-благоустраивать.













Точно так же и точно такие каменные дороги делались на всех широтах, для всех времен. Цех един.

Например, древнеримские в Петре - скальном городе идумеев, набатеев и древнеримлян .

[клац!]

В 1905 году шурин диктатора Порфирио Диаса, фактический министр культуры, главный инспектор археологических памятников страны и, как сейчас пишут, археолог-любитель Леопольдо Батрес получил от зятя-диктатора госзаказ: раскопать и восстановить Пирамиду Солнца к 100-летнему юбилею начала борьбы за независимость страны, который намечалось всенародно праздновать в 1910 году, и огромное количество денег из государственной казны на выполнение этого заказа.

Этим и занимался министр-инспектор и "археолог-любитель", конвертируя средства госказны в широкий фронт работ и многие дела на "объекте восстановления". Провел железную дорогу к историческому холму, вывез тысячи тонн грунта, завез стройматериалов в объемах вроде того, платил рабочим гроши, успешно осваивал деньги на восстановление культурного символа страны, сделанного, как сейчас считается, из 2,5 миллиона кирпичей. До тех пор, пока в год векового юбилея начала борьбы мексиканского народа за независимость не началась революция, в ходе которой диктатора свергли, а в Теотиуакане прикрыли финансирование широкого фронта работ за казенный счет. Вслед за диктатором-зятем, сбежавшим писать мемуары в Париж, потерял свою должность и Леопольдо Батрес.



По окончании революции в 1917 году последователи министра-инспектора продолжили раскапывать и восстанавливать культурно-исторический символ страны и остальной Город Богов с храмами, малыми пирамидами и Дорогой Мертвых через весь Теотиуакан заодно, пока в 1960-х годах он не принял нынешний вид.



Сейчас Пирамида и окрестности представляют собой вот такую красотень.



Туристы любуются на красоту, поднимаясь на вершину величественного сооружения культурно-исторического центра страны. Эзотерики приобщаются на ней к космическим энергиям пирамид. Ученый мир костерит  "археолога-любителя", "профана" и "мошенника, использовавшего служебное положение для того, чтобы вывезти из объектов Теотиуакана и продать уникальные артефакты древних культур", и клеймит за вандализм. Считается, что "любитель" восстанавливал Пирамиду с помощью бетона и случайных, высыпавшихся из древней кладки, привезенных издалека камней, плюс к тому безвозвратно уничтожил облицовку двух граней с уникальными барельефами древних создателей пирамид. При этом ни в каких документах, ни в фото-материалах ни единого следа кладки и облицовок нет. Равно как и верхнего уровня Пирамиды, "восстановленного" "профаном". На наш взгляд просто одним из цеховых создателей истории, прямо курировавшим несколько строек, сразу же перетекших в "реконструкции". Такая вот печальная история.

*
Древняя Митла, город-памятник 200 года н.э. в мексиканском штате Оахака. Великий культурный и религиозный центр сапотеков, затем миштеков, который захватывал еще легендарный император ацтеков Монтесума II. Еще один культовый археологический объект, раскапывавшийся, изучавшийся и восстанавливавшийся под прямым кураторством глав-археолога мексиканских древних городов Батреса.

Фото 1862 года из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. Той самой, построенной на месте Кротонского резервуара, гранитный лом коего был вывезен на мол, где эмигрировавший советский скульптор-авангардист Эрнст Неизвестный вырезал в 1976 году несколько "ликов славянских богов" - Липовые лики богов на нью-йоркском ломе.

Вот такие вещи, как это новооткрытое археологами древнее здание, хочется просто поставить и любоваться.



Сейчас руины Митлы выглядят так.









И так далее - полный интернет фотографий от туристов и турфирм.

В 1862 году мы видим на месте одного из зданий полтора 2-тысячелетних блока с древнеиндейскими узорами, две колонны, две попытки стены, сложенных безобразным манером, бутом в раствор, и кучу привезенных и сваленных каменюк.



Нижний блок делали составным, наборным, из мелкодозированных плиточек, возрузив на основание из сверхмусорного бетона. Очень старались. Верхний блок - уже большой формой, с опалубным листом с тиснением. Когда рухнуло это "основание", высыпалась и половина нижнего блока...

Очень надежно строили древние культуры Мезоамерики...
:D



Природный холм, который использовался для памятника, имеет скальное основание, затянутое обычным черноземным грунтом. К моменту этого фото строители выкопали небольшую ямку, под литье основания и стены, как видно. Видно, что в холме , там, где нет скалы, только грунт, больше ничего.



Камни привезены и свалены на холм.

Из холма, между сваленных камней и на не занятой камнями поверхности, растут одного возраста кусты. Не знаю, что это за кусты, но они тут могли вырасти никак не за века, а не раньше, чем несколько сезонов назад.



Цех мощно сэкономил на трудах. Сделали мизер - а остальное пусть ученые, археологи с реставраторами, строят!

Не случайно археолог-шурин с диктатором-зятем так отпаслись в государственной казне, что память об этом осталась на века))  При тогдашней мексиканской камарилье даже и закрытая от общественности, цеховая часть работы по строительству памятников истории исполнена минимально-формально, ниже всех понятий о качестве, абы как.

http://images.vfl.ru/ii/1502917074/1bd08858/18272894.gif


Еще один любопытный митлинский недодел, тот же 1862 год. Откройте полное фото и рассмотрите как следует.



Мы видим привычные мусорные стены ручной работы, такие же опоры под штукатурку и облицовку, строение полузасыпано опалубным грунтом, по обычаю предоставленным для разгребания "официальным" археологам. Интересно не это. На нижнем уровене, безобраного качества отлитые "тесаные блоки" либо блоки бетона с очевидностью поставлены. Коряво, как и принято в памятниках истории, делающихся сразу как памятники. Тем не менее, использован кран.
Опорные части под перекрытие второго уровня и само массивное монолитное перекрытие второго уровня сделаны и стыкуются идеально, чего можно достичь только опалубным грунтом. Вместо дорогого и редкого по тем временам удовольствия - крана либо монтажа подъемного сооружения докрановой эры в виде системы балок и канатов, не менее дорогого и сложного, строители памятника решили воспользоваться самым тупым, примитивным, минимально технологичным способом, требующим только бесправной рабсилы вроде показанных здесь и в следующем комментарии древнеегипетских зэка - опалубным или строительным грунтом.
О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что в ходе постройки памятников Митлы либо достройки задела этих памятников цех сменил подрядчика, и новый принялся воровать также и цеховые средства, как делал это с казенными, судя по всему.

***
Свое собственное именное наследие глав-археолог мексиканских древних городов Батрес оставил в Митле, древнем городе 200 г. н.э., одном из топ-памятников Мексики, открытых и восстановленных при его кураторстве.



Aviso: Esta prohibido escribir letreros en los muros de estos edificios asi como rayar ensuciar las construcciones y arrancar piedras de ellas. El infractor de esta disposicion sera consignado a la autoridad federal para que se le aplique la pena correspondiente. El inspector gral y conservador de los monumentos arqueologicos LEOPOLDO BATRES.

Предупреждение: Запрещается наносить надписи на стены данных зданий, а также царапать и загрязнять сооружения и вынимать из них камни. Нарушитель данного распоряжения будет выдан федеральным властям, дабы быть подвергнутым соответствующему наказанию. Главный инспектор и хранитель археологических памятников ЛЕОПОЛЬДО БАТРЕС.

Собственно, вся и суть деятельности "археолога-любителя", а равно всего цеха строителей истории, выдающимся деятелем коего был, наряду с плодотворной деятельностью на официальных должностях, шурин мексиканского диктатора Диаса Леопольдо Батрес.



Другие материалы о создании истории



Сейчас многие блогеры собирают донаты, теперь это в порядке вещей. До сих пор воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. Яндекс-кошелек 410013946572302.

Комментариев нет:

Отправить комментарий